Контакты

Блог

О нас

 

Все направления

Писателю: создаём экспозицию

30 апреля 2018

 

Очень часто произведение или его отдельная часть начинается с экспозиции. Это – вводная, которую получает читатель, первое, что он видит, рисуя в своей голове картинку, поэтому крайне важно провести эти впечатления аккуратно, сбалансированно и правильно.

 

 

Выражаясь простым языком, экспозиция – это вводная информация, чтобы читатель понял, где, что и как. Те самые «Жили-были...». Или же описание времени и места, где сейчас будет происходить действие.

 

Если экспозиция следует в самом начале всего произведения, с первых строк, подавать ее следует понемногу. Читатель не любит, когда на него вываливают огромный пласт информации за раз. Он еще не влился в стиль и ритм произведения, еще не знает, о чем оно, и много информации о месте и подоплеке сразу он не запомнит. В начале произведения не стоит затягивать с Действием. Поэтому проводить экспозицию рекомендуется параллельно с действием, порционно. Начальная информация уместится в 3-4 предложения, затем можно начинать само действие, и только после, по ходу действия, продолжать подавать экспозицию.

 

Если экспозицией вы начинаете уже очередную часть произведения (например, новую главу), она может быть уже более объемной, здесь перед автором не стоят те же задачи, какие стояли в самом начале произведения. Но и не забываем, что огромное количество информации без развития событий тяготит читателя, экспозиция здесь рекомендуется не более 3 абзацев.

 

По возможности избегайте статичной экспозиции. То есть полностью лишенной движения. Если перед нами – не пустая комната, которую надо описать, а, допустим улица живого города, или же что-то более активное, движение должно быть неотъемлемой частью экспозиции. Если это улица – покажите, как ходят по тротуару прохожие, вон – пролетели голуби, а вон там проехала машина, а вот ветер качает ветви деревьев, и так далее.

 

И помним про разнообразие стиля. Мы рекомендуем не уходить в полную описательность. Давая экспозицию, не ограничивайтесь лишь визуальной картинкой (то, какая картина предстает перед глазами). Подключайте к описанию все органы чувств – зрение, обоняние, осязание, температурные ощущения, вкусовые, слух, шестое чувство. И дополните, по возможности, добавочными характеристиками с позиции героя или наблюдателя, если таковой имеется – подходящие к месту воспоминания, ощущения, эмоции, оценочные характеристики, ассоциации и тд. Не забывайте и про фигуры речи, эпитеты, метафоры и символы, если вам позволяет стиль.

 

Еще больше советов начинающим авторам и азы писательского мастерства ждут вас на курсе «Мастерство Писателя» в Санкт-Петербурге.

Набор на курсы открыт, с нами интересно!

 

 

 

 

К другим новостям →

© Школа "Мастерство Писателя" - курсы для писателей

  8 905 285 36 58

master.pisatel@mail.ru

Санкт-Петербург

Каменноостровский пр-кт, 38/96, 3 этаж, код 77

© 2016-2020 Школа "Мастерство Писателя". Все права защищены.

Санкт-Петербург